Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2013 » Февраль » 15 » Они знают цену жизни и смерти
15:29
Они знают цену жизни и смерти

Врезка: 15 февраля 1989 года. Вывод советских войск из Афганистана. Знаменитая фраза генерал-лейтенанта Бориса Громова: «За моей спиной не осталось ни одного советского солдата». И хотя сейчас мы знаем, что генерал лукавил – за его спиной оставались советские солдаты в плену и пограничники, прикрывавшие вывод войск,  для огромного количества людей этот день стал праздником. Для некоторых война закончилась, а многие до сих пор просыпаются от малейшего шороха. И в любом случае, война – это люди, которые жили в то время, участвовали в ней. Об одном из таких людей я и хочу вам рассказать.

Иван Алексеевич Черненко – обычный советский парень родом с Херсонщины. Родился в 1951 году в селе Новоалександровка. После школы пошел в армию. Иван Черненко был фельдшером – еще до службы военкомат определил его на курсы в Геническое медучилище. Служба проходила в Германии, а с июня по ноябрь 1970 года судьба забросила его в Сирию, оказывать помощь братском сирийскому народу. После возвращения в родное село год проработал токарем. Собственно говоря, уважаемая и востребованная тогда была профессия. В 1973 стал управляющим в колхозе, для чего пришлось еще и окончитьсельскохозяйственный техникум. А в 1976-м народ и партия решили, что Ивану пора проявить себя в другой области – так он стал работать в органах внутренних дел. После школы милиции Иван Алексеевич принял участок, в котором было 10 (!) сел, а его протяженность составляла 70 км. Поначалу было трудно – старенький, дряхлый мотоцикл с коляской, которая однажды просто оторвалась во время езды… А потом колхоз выделил молодому участковому отечественный внедорожник ГАЗ-69, и после собственноручно проведенного ремонта жизнь стала налаживаться.

Иван Алексеевич вспоминает, что хоть и небольшой была зарплата советского милиционера, но жить на нее можно было вполне прилично. Да и народ поддерживал участкового, ведь тот был ответственным и дело свое знал. Иван вспоминает своего наставника, Николая Федоровича Микулина, который всю войну прошел, служа в полковой разведке: «Он мне сразу сказал: Ваня, запомни одну простую истину – прежде всего ты человек, и только потом сотрудник милиции. Как только ты это усвоишь, то народ сразу станет тебе помогать». Иван Черненко понимал, что его зарплата, форма, служебный транспорт – все это было дано ему народом.

За полгода активной и плодотворной работы Иван Черненко навел порядок на участке. Его заметили и перевели в уголовный розыск. Так, в 25 лет он стал оперуполномоченным УГРО – одним из двух сотрудников на весь район. В 1978 году его вызвали в Херсон, на переподготовку. Там оперативников удивили – предложили отпустить бороду и даже подтвердили это в письменном виде. Через три месяца Иван Алексеевич вернулся в райотдел, получив досрочно звание капитана, а спустя несколько месяцев пришел приказ: направиться в командировку для оказания помощи Таджикскому МВД. Стало понятно, зачем нужна борода – оперативники должны были слиться с толпой, поэтому и бороды носили, и одевались, как местные – халат, шаровары, чалма… Так он оказался в городе Хорог, в Таджикистане.

Дело в том, что в те времена в органах внутренних дел не было такого разнообразия, как сейчас – все эти ОБЭПы, ОБОПы и ОБНОНы,  а уголовный розыск не занимался чем-то одним, а боролся и с убийствами, и с грабежами, и с наркотиками, причем делал это гораздо эффективнее. Когда стало понятно, что наркотики попадают в Союз «из-за реки», то решили бороться с проблемой на границе, усиливая местные органы опытными оперативниками со всего СССР. В тех краях и приходилось отлавливать переброс наркотиков, а в 1980 году этим приходилось заниматься уже и на территории Афганистана, заодно оказывая посильную помощь структуре под названием царандой – местной милиции (той самой, которая днем с тобой, а ночью – против тебя). Иван Алексеевич с улыбкой вспоминает, что афганские наркодельцы подходили к своей работе очень серьезно: товар – высший сорт, добротная упаковка, с печатями…

Вернувшись домой, Иван долго не задержался в органах – принципиальный оперативник и коммунист столкнулся с загнивающей партийной элитой и не прогнулся, отказавшись сажать в тюрьму невиновных людей. Пришлось выбросить партийный билет и офицерские погоны. Устроился во внутренние войска, охранял Запорожскую АЭС. А в 1986 году попал в Чернобыль. Там встретил очень много воинов-афганцев – вертолетчиков, танкистов. На самом деле, если присмотреться внимательно, становится понятно, почему афганцы и чернобыльцы очень тесно связаны… Иван Черненко был в Чернобыле 12 раз, где занимался сбором, дезактивацией и захоронением авто-, бронетехники и вооружения. По официальным же записям он был там всего 2 раза – это проявление недовольства некоторых генералов, которым не понравилось, как Иван пытался уберечь молоденьких солдат-срочников. Отказался посадить за руль нещадно фонившего БТРа восемнадцатилетнего парнишку. Не сдержался и прямо в Управлении внутренних войск хорошенько заехал в морду одному генералу, за что был комиссован без права на пенсию Годы никого не щадят. Но Иван Алексеевич Черненко не сдается, хоть здоровье после Чернобыля уже не то. Говорит, что за державу обидно, и было бы неплохо собрать в один кулак всех тех, кого бросали в горячие точки, и навести порядок в стране. Я бы за таким командиром пошел.

Афганцев можно не любить. Афганцев можно не понимать. Но они знают, что такое справедливость. Сегодня они – одни из немногих, кто знает истинную цену жизни и смерти. Они знают, что такое решительные действия. И пока рядом с нами есть такие люди, молодым нужно брать с них пример.

Константин ТАБАКАЕВ


Просмотров: 677 | Добавил: неизвестный_солдат | Теги: Имя отправителя: Константин Текст с | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: